KISS Alive/35 TOUR 2008
Первый приезд американской группы Kiss в Россию запомнится ее поклонникам огромными толпами у входов в спорткомплекс «Олимпийский». Хотя досмотр зрителей вряд ли был более дотошным, нежели на других шоу в этом зале. В России, где в советские годы Kiss всерьез называли неонацистами, фанов группы давно не считают неблагонадежными элементами. На Kiss пришло ровно столько людей, сколько и на любой другой аншлаговый концерт, но организация подкачала. К тому же начали с опозданием. Kiss появились на сцене только в 21.00.
Факт явления народу разрисованных каноническим гримом основателей команды Пола Стэнли и Джина Симмонса в сопровождении новобранцев позднего периода истории Kiss Томми Тайера и Эрика Сингера сам по себе был событием. Квартет, действовавший на советскую пропаганду как красная тряпка на быка, уже в новую эпоху несколько раз безуспешно пытался выступить в России. Поклонников у группы здесь огромное количество, и, как и в прочих странах, они поддерживают культ Kiss в рамках хорошо организованных фан-клубов.
Трек-лист концерта в Москве, как и всех прочих концертов нынешнего турне Kiss, посвященного 35-летию группы, был составлен самым очевидным образом. Группа просто сыграла по порядку все песни с альбома «Alive!» плюс шесть самых главных хитов. Концертный альбом «Alive!» — этапный в биографии группы. Выпустив этот диск в 1975 году, Kiss переломили отношение к себе и впервые добились коммерческого успеха. Странно было бы, если бы в первых в своей истории гастролях в России музыканты отошли от проверенного сценария и уменьшили дозу непререкаемой классики в пользу менее очевидных хитов.
Вся первая часть концерта смотрелась и слушалась как одна большая песня. Поначалу в этой песне неоправданно громко ревели гитары, а голос одного из двух главных действующих лиц шоу — Пола Стэнли — слышно было далеко не так четко, как хотелось бы. Давно замечено внешнее и вокальное сходство фронтмена Kiss и Филиппа Киркорова, оба не жалеют высоких нот и сахара в исполнении, но господин Стэнли поначалу до своего российского двойника явно не дотягивал.
Что же касается «ослепительного шоу», то ослепляло оно поначалу в не слишком больших дозах. Снопы искр исправно вылетали из грифа гитары Томми Тайера, второй главный человек в группе, басист Джин Симмонс, аккуратно плевался огнем, но причин волноваться у пожарной охраны не было — спецэффектов было ровно столько, сколько положено по сценарию. Это шоу, наверное, могло поразить воображение в 1975 и даже 1985 году, но в 2008-м выглядело очень хорошо отрепетированным детским утренником.
К сожалению, оценить мастерство Kiss как музыкантов можно было только в сольных номерах, ибо в коллективной игре терялись не только индивидуальные черты, но и просто принципиально важные партии, как, например, бас в «Detroit Rock City». Когда же музыканты оставались на сцене в одиночестве, выяснялось, что до виртуозов им далеко. Из-за того что Пол Стэнли злоупотреблял моментами «коммуникации» с публикой, возникало ощущение, что всеми этими заводными перекличками с толпой группа пытается компенсировать довольно средние по меркам стадионного тяжелого рока исполнительские возможности.
Не только на фоне прошлогодних российских концертов коллег по цеху из Aerosmith и Metallica, но и рядом со Scorpions, недавно проехавшими по нашей стране с триумфальным туром, Kiss смотрелись отнюдь не титанами. Иногда создавалось впечатление, что за всеми этими криками в толпу о том, что здешняя публика — лучшая, за просьбами господина Стэнли не пить за рулем, чтобы дожить до концерта Kiss в следующем году, нет на самом деле ни грамма искреннего чувства, а есть только работа хорошего механизма. Даже Эрик Сингер, выдающийся сессионный барабанщик своего поколения, сработал едва ли в половину своих возможностей и не выдержал никаких сравнений с отчаянными московскими соло Джеймса Коттака из тех же Scorpions.
Что-то похожее на жизнь обнаружилось только в финальной, трюковой части шоу. Огня и дыма стало больше, звук стал объемнее, но главное — музыканты полетели! Джина Симмонса, плевавшегося бутафорской кровью, подняли на лонжах под самый потолок «Олимпийского» на специальную площадку, а Пол Стэнли пролетел над танцпартером в самый центр зала. В общем, артистам, подбирающимся к седьмому десятку, можно было только поаплодировать. Рок-ветераны даже удостоились наивысшей степени проявления любви публики. На экранах крупным планом показали девушку, сорвавшую с себя бюстгальтер и бросившую его на сцену. Пол Стэнли подобрал предмет и долго показывал в объектив камеры, изображая такой наплыв эмоций, будто группу лифчиками буквально закидали. Позже с таким же энтузиазмом он продемонстрировал народу российский флаг.
Финишный блок песен был предсказуем: «I Was Made For Loving You», «Love Gun» и «Detroit Rock City». Этот набор хитов подействовал даже на скептиков. Под «I Was Made For Loving You» наконец-то поднялись на ноги все, кто слушал основную часть программы, словно лекцию в университетской аудитории. Российские поклонники не имели возможности слушать Kiss живьем в их лучшие годы и во многом, возможно, нафантазировали себе эту группу. Но хет-трик, которым закончилось шоу, подтвердил, что громких титулов «киссы» все же достойны, даже при том, что большинство из них музыканты придумали себе сами.